Logo
Модели
Покупка
Сервис
О компании
ŠKODA FAMILY
Logo
Модели
Покупка
Сервис
О компании
ŠKODA FAMILY
Меню
Logo
Модели
Покупка
Сервис
О компании
ŠKODA FAMILY

БАГГИ ŠKODA ПРОЕКТА 736

В середине 1970-х годов ŠKODA AUTO, взяв в качестве основы серийную модель заднемоторной компоновки, выпустила пять прототипов багги – легких открытых автомобилей для активного отдыха. Экспериментальные машины были сделаны для изучения потенциала рынка.
Млада-Болеслав, 07 мая 2020 г. – На протяжении своей 125-летней истории ŠKODA AUTO не раз представляла необычные концепт-кары. Например, в ходе реализации «Проекта 736» были построены пять багги (BUGGY Type 736). Основой послужил серийный заднемоторный заднеприводный седан ŠKODA 110. Двигатель мощностью 45 л.с. и легкий открытый кузов, рассчитанный на четырех человек, делали BUGGY Type 736 отличным автомобилем для прогулок, обладающим хорошим внедорожным потенциалом. Прототип 1975 года, выпущенный последним, в наши дни находится в заводском музее ŠKODA в чешском городе Млада-Болеславе.
В конце 1960-х Европа увлеклась автокроссом. Зрелищные и непредсказуемые соревнования легких маневренных автомобилей, проходившие на кольцевых трассах с грунтовым покрытием, стремительно набирали популярность. В Чехословакии первая гонка по автокроссу прошла осенью 1969 года в городе Пршеров, а в ноябре 1970 года в новой для себя дисциплине приняла участие заводская команда ŠKODA. На ипподроме в городе Пардубице пилот Милан Жид (Milan Žid) одержал победу в классе на автомобиле ŠKODA 1100 MB. Для того чтобы облегчить этот заднемоторный седан с несущим кузовом, механики сняли с машины бамперы, задние двери и все ненужные в ходе гонки детали интерьера.
В 1971 году ŠKODA стала лидером в первом чешском чемпионате по автокроссу на багги. Заводские пилоты выступали на легких машинах, которые были сделаны на основе модели ŠKODA 100 / 110 L, которая пришла на смену серии 1000 / 1100 MB, сохранив главную особенность: задний привод и заднее расположение двигателя. Сварные панели пола багги были укорочены на 400 мм относительно серийной машины, верхнюю часть кузова заменил трубчатый каркас. В классе литровых двигателей Милан Жид вновь не знал себе равных, а еще один заводской гонщик, Олдрич Брунцлик (Oldřich Brunclík), тем временем лидировал в старшем классе – рабочий объем двигателя его багги составлял 1 150 см3. Несмотря на очевидные успехи, команда ŠKODA завершила свои выступления в автокроссе уже в 1972 году: было решено сосредоточить усилия на раллийных и шоссейно-кольцевых гонках.
Популярность автокросса привела к изменениям на авторынке. По всему миру рос спрос со стороны обычных потребителей на пляжные багги – легкие открытые прогулочные машины, которые легко двигались по песку и бездорожью. Люди хотели новых эмоций – багги их обеспечивали. Сначала мода захватила Америку, прежде всего Калифорнию и Флориду, затем перекинулась на Европу.
Пляжные багги были довольно просты в техническом плане. Настолько, что часто продавались в виде китов – наборов «сделай сам». Кузовные панели изготавливались, как правило, из армированного стеклопластика. Основой для производства багги служили серийные компактные модели. В Европе производителям из двух капиталистических стран – Бельгии и Италии – приглянулись недорогие и надежные модели с двигателем объемом 1 литр из социалистической Чехословакии.
Одним из самых активных производителей багги в Европе в те годы была компания Франсуа Верниммена (Francois Vernimmen) из бельгийского города Намюр. В 1971 году там построили два автомобиля Buggy VF на основе модели ŠKODA 100. Стандартные заводские панели пола были усилены, колесная база сокращена с 2 400 мм до 2 240 мм, кузов стал открытым, получив брезентовый верх. Главные детали интерьера – кресла-ковши и спортивный руль. Четырехцилиндровый двигатель объемом 988 см3 развивал 42 л.с. Коробка передач с синхронизаторами на всех четырех передачах находилась вместе с двигателем сзади, как и на серийном четырехдверном седане ŠKODA 100. Мировая премьера багги состоялась на стенде ŠKODA в январе 1972 года в дни проведения Брюссельского автосалона. В течение трех лет было создано около 30 экземпляров чехословацко-бельгийского багги. В 1973 году модель была модернизирована – она получила название VF Okap и двигатель рабочим объемом 1 107 см3 от модели ŠKODA 110.
В Италии похожие по концепции багги продавала в те годы компания Motorest, которая являлась главным импортером ŠKODA в этой стране. Модель Kirby разработало небольшое ателье Autozodiaco из города Пьяноро под Болоньей. Дебютировал Kirby на автосалоне в Турине в ноябре 1972 года. Открытый двухместный автомобиль также базировался на агрегатах ŠKODA 100. Колесная база осталась такой же, как на модели-доноре, 2 400 мм. Пространственная трубчатая рама с дугами безопасности над ветровым стеклом и головой водителя и пассажира роднила итальянский вариант багги с тем, что выпускали в Бельгии. Всего было построено два экземпляра Kirby.
В Млада-Болеславе внимательно следили за повышенным интересом к багги, и в 1973 году ŠKODA решила запустить «Проект 736». Собственные прототипы багги должны были помочь компании изучить спрос на подобные автомобили и их экспортный потенциал. Спустя два года непрерывной работы, летом 1976-го, были проведены испытания прототипов, базирующихся на серийной модели – четырехдверном заднемоторном седане 110 L (от модели ŠKODA 100 он отличался, главным образом, увеличенным до 1,1 л объемом двигателя).
Колесная база прототипа составляла 2 000 мм – минус 400 мм от показателя седана. Кузов был металлическим. За дизайн багги отвечал инженер Йозеф Чех (Josef Čech). Первый прототип был произведен при участии департамента технического развития – того самого подразделения, что занималось разработкой новых серийных моделей ŠKODA. Сборку последующих четырех экземпляров доверили студентам технического училища ŠKODA. К октябрю 1975 года они справились с заданием. Интересно, что в наши дни студенты продолжают выпускать концепт-кары. Об одном из последних можно прочитать, перейдя по ссылке https://press.skoda-avto.ru/catalog/detail/18610/.
Багги, произведенные непосредственно компанией ŠKODA на ее же агрегатах, отличались от бельгийских и итальянских моделей более продуманной конструкцией. Например, радиатор системы жидкостного охлаждения, а также аккумуляторную батарею и 40-литровый топливный бак, разместили спереди – двигатель, конечно, остался сзади. Это улучшило распределение массы по осям и, как следствие, управляемость багги.
Прочная пространственная трубчатая рама, включавшая дуги безопасности, обеспечивала жесткость кузова и страховала людей на случай опрокидывания автомобиля. Запоминающими элементами дизайна были круглые фары, возвышавшиеся над передней частью машины, и запасное колесо в специальном чехле на капоте, который находился, естественно, сзади.
Четырехцилиндровый двигатель объемом 1 107 см3 мощностью 45 л.с. легко разгонял автомобиль массой всего 710 кг. При длине 3320 мм прототип ŠKODA BUGGY умещал до четырех человек (схема 2+2). Второй ряд шириной 980 мм можно было использовать как багажную полку. Грузоподъемность багги достигала 400 кг. При 200 кг полезной нагрузки прототип достигал скорости 107 км/ч. Средний расход топлива – 8,3 л/100 км.
На случай непогоды были предусмотрены боковые панели из прозрачной пленки и тканевый верх. Для разных условий эксплуатации рекомендовались разные шины производства чехословацкой компании Barum. Для обычных дорог – размерностью 165 SR 13, для пересеченной местности – 175 SR 13.
Во время ходовых испытаний прототипы ŠKODA Buggy Type 736 преодолели почти 30 000 км. Отзывы в основном были положительные. Но одного этого оказалось мало для начала серийного производства, хотя разработчики указывали на возможность снижения себестоимости модели, если бы ее поставили на поток. Например, металлические панели кузова имело смысл заменить стеклопластиковыми. Вероятными заказчиками багги назывались пограничная служба и полиция, однако работа с этими структурами требовала соблюдения огромного количества формальностей и согласований. Отсутствие реальных рыночных механизмов развития производства привело к тому, что в серию оригинальные багги марки ŠKODA так и не пошли. Но практическую пользу «народному хозяйству», как говорили в те годы, проект все же принес. Один из прототипов попал в аэропорт Праги, где работал в качестве автомобиля сопровождения самолетов (Follow Me).
Один из пяти построенных прототипов в наши дни принадлежит музею ŠKODA в Млада-Болеславе. Его реставрацией в 2017 году занимались бывшие студенты технического училища компании. Те самые люди, которые в 1970-х отвечали за постройку багги «Проекта 736».